Архетипирование
Архетипирование — это: 1. Методика по выявлению ведущих стратегий (паттернов) поведения человека и описанию их на языке архетипов. 2. Стилизация одежды, стиля волос, интерьера, бренда и т.п. в соответствии с выбранными архетипами.
У каждого архетипа есть широкий ряд внешних особенностей, которые воплощают в образ, что создает необходимое эмоциональное и целостное впечатление.
12 Архетипов в архетипировании
Определение «архетип» произошло от греческих слов «архе» («первоначальный» или «первый») и «типос» («образец» или «образ»).
Простыми словами Архетип – это индивидуализированный психологический опыт человека, типичная модель повторяющегося поведения, формирующаяся всю жизнь с раннего детства, и которая определяет тип личности, взгляды, ценности, убеждения и выбор человека.
Основоположником и создателем архетипов в научной среде считается швейцарский психиатр Карл Г. Юнг; с течением времени различные ученые-психологи дополняли и систематизировали знания об «архетипах». В современное время широкому проникновению архетипов в имидже, брендинге и маркетинге способствовали американские ученые-писатели М. Марк и К. Пирсон.
Как узнать свой архетип?
Архетипирование как услуга становится все более популярным способом знакомства человека с самим собой.
Результатом работы является описание структуры личности как некой «команды архетипов» из пяти позиций, на каждой из которых свой архетип или персонаж (соединение двух архетипов).
Представьте, что вы смотритесь в зеркало… что вы видите в нем?
В зеркале вы видите себя – человека. Благодаря отражению у вас появляется возможность увидеть и описать свои физические особенности: рост, цвет волос и глаз, фигуру, возможно возраст и т.д. Уже на этом этапе появляются «слепые зоны». Например, самостоятельно увидеть себя со спины сложно, еще сложнее честно себе ответить на такие вопросы как: мой возраст, насколько я стройный, мои особенности во внешности, что есть привлекательного во мне?
Мы с трудом можем комплексно и честно описать себе с внешней стороны. Поэтому так популярно обращаться к стилистам по одежде, парикмахерам, визажистам и пр., с их помощью появляется возможность разобраться со своей внешностью, привести ее «в порядок», как-то «упаковать».
А если вопрос усложнить? Представьте ту же ситуацию, вы по-прежнему смотритесь в зеркало, а теперь…
Попробуйте описать себя как Личность? Какие внутренние параметры есть в вас, отличающие вас от других и делающие вас таким, какой вы есть? Какая Личность перед вами?
Кстати, проделать подобное упражнение настоятельно рекомендует Татьяна Черниговская (профессор, ученый в области нейронауки и психолингвистики). Она так и говорит на своих лекциях: «Подойдите к зеркалу, смойте с себя всю косметику, включите яркий свет и спросите себя – кто я? Честно ответьте на этот вопрос!».
Звучит просто, однако в реализации практически невозможно. Мы не научены и редко способны оценивать себя честно. Чтобы описать себя таким, какой вы в данный момент есть нужны смелость, трезвость ума и ряд навыков.
В таком случае архетипист, эксперт обладающий навыком наблюдения, систематизации информации о вас и описывающий вашу Личность на языке архетипов может стать вашим помощником — лучшим вашим «зеркалом». Архетипист (Архетипист – кто это?) сопровождает вас на пути исследования себя и своей личности, он умеет замечать и описывать ваши внешние и внутренние особенности как физического тела, так и психические характеристики.
Архетипирование – это услуга, которая подходит всем. Если вам интересно глубже узнать себя, навести порядок в отношениях с собой и окружающими, обрести фундамент для построения своего Личного бренда и Стиля.
Диагностика архетипов
Архетипист и человек получающий услугу проводят сессию. Причем возможен как формат онлайн, так и офлайн. Этапы общения делятся на шесть основных шагов:
Шаг 1. Предварительное собеседование архетиписта и человека (далее назовем клиент). Это первое касание друг друга в формате встречи или созвона. Архетипист ведет диалог, рассказывает об услуге и выясняет запрос клиента. Архетипирование – это совместный труд архетиписта и клиента, требующий достаточного вложения сил, времени, энергии с целью получения результата. Важно уже на первом этапе понять и почувствовать необходимость такой работы для клиента.
Шаг 2. Предварительное домашнее задание для клиента. Сбор первой информации о человеке, пришедшем на архетипирование.
Шаг 3. Сессия по выявлению архетипов личности. Встреча проходит в формате онлайн или офлайн. Занимает 3-4 часа. Это ряд проективных практик, в определенной последовательности. Архетипист тщательно записывает каждое слово клиента, фиксирует его эмоции, наблюдает за ним в процессе. Все это в дальнейшем ложится в основу гипотезы-резюме по архетипам личности клиента.
Шаг 4. Встреча с презентацией гипотезы-резюме по архетипам личности клиента. Согласование результатов. Подробный рассказ о методике, ответы на вопросы клиента.
Шаг 5. Сопровождение клиента после проведения консультации. Здесь могут быть разные варианты, в зависимости от квалификации эксперта-архетиписта, например: создание нового образа клиента, работа с его стилем через прическу, одежду , аксессуары и пр., подбор нового интерьера, разработка фундамента Личного бренда, работа с установками, мышлением и т.д. Сессия по архетипированию уже самостоятельный продукт, но также она может помогать привести клиента на другие ваши услуги.
Шаг 6. Создание индивидуального Архебука. Это инструкция по вашим ведущим архетипам. Это «якорь», напоминающий вам, точку отсчета на пути следования к вашим целям и мечтам.
Какой результат получает клиент?
Архетипическая структура (команда архетипов) – знание и понимание своего внутреннего архетипического портрета. В каждом из нас есть все 12 архетипов, вопрос в какой пропорции и в каком состоянии (голодный, уставший, ресурсный, теневой), на эти и еще десятки других вопрос отвечает архетипист.
Для более четкой структуризации своих ведущих архетипов я предлагаю использовать методику Т. Бондаренко, по которой выявляют «иерархию архетипов» — пять основных позиций структуры.
Ведущий архетип – это та архетипическая стратегия, которая наиболее комфортна, она чаще всего используется в жизни, в ней наибольшее количество энергии для человека.
Иерархия архетипов личности
Иерархия архетипов – образно, это команда из 5 игроков (архетипов), которой важно сыграться. Вы – капитан этой команды. Перечислим основные позиции этих «игроков»: Смысл, Действие, Коммуникатор, Вызов, Вдохновение. Подробно о том, за что отвечает каждая из позиций, я рассказываю на своих тренингах или в личных консультациях.
Ошибки в архетипировании
Что влияет на результаты архетипирования? Поскольку это совместная работа архетиписта и клиента, то здесь важно учитывать вклад обеих сторон. Насколько клиент был искренним в своих ответах, как себя чувствовал в процессе работы, степень его доверия архетиписту. Также и архетипист должен понимать, что чем больше информации с разных сторон он соберет о человеке, тем больше будет материалов для анализа и выявления повторяющихся паттернов поведения. Хорошо привлекать к работе мнение супервизора – другого эксперта архетиписта, для более объективной оценки.
Как подготовиться?
- Обязательно сделать предварительное домашнее задание накануне сессии с архетипистом. Это вас начнет настраивать на работу, вы заметите, как будут всплывать некоторые важные, но уже забытые факты из вашей жизни. Вы начнете «просыпаться».
- Встречу для проведения сессии лучше назначить в первой половине дня, в это время мы и наш мозг наиболее продуктивны.
- Выспитесь накануне сессии.
- Приготовьте максимально комфортное место для общения с архетипистом. Если это онлайн, позаботьтесь о воде, легком перекусе и чтобы никто не мешал вам в процессе.
- После встречи с архетипистом не назначайте важных и сложных дел, в этот день лучше отдохнуть.
Сколько раз можно проходить?
Обычно достаточно одного раза. Грамотный архетипист поможет вам выстроить достаточно крепкую гипотезу по вашей «команде архетипов» и вероятность что что-то радикальным образом изменится спустя годы, не велика.
Что может заменить архетиписта и архетипирование?
Сложно заменить человека с его способностью чувствовать. В архетипированиеи важно знать теорию архетипов, но не менее важно чувствовать человека в процессе общения, уметь замечать десятки «маркеров» и показателей по каждой архетипической стратегии. Это умеет лишь опытный архетипист и этому можно научиться, один из моих практических курсов обучает навыку архетипирования. Люди, прошедшие сессию с архетипистом в один голос признают, что: «Архетипирование позволило мне взглянуть на себя со стороны, увидеть свои сильные стороны и зоны роста, навести порядок в своих мыслях о себе, дало толчок к действиям по направлению к моим целям».