Архетипы
Архетипы – это программы поведения, сформированные с раннего детства и «вшитые» в нас, благодаря им мы неосознанно и специфично воспринимаем, переживаем и реагируем на те или иные события. Архетипы живут в нас и мы живем в них, они встречаются в искусстве, литературе, мифах и религии.
12 ролей (архетипов) были адаптированны и описаны исследователями и маркетологами Кэрол Пирсон и Маргарет Марк. Роли широко известны на протяжении всей истории общества, закрепились в самых разных контекстах, исторических периодах были многократно повторены. Не зависимо от континента, религии, языка люди будут испытывать схожие эмоции в ситуациях разных архетипов.
Король XVII века или руководитель корпорации XXI века — это схожие паттерны поведения Правителя: управлять, делегировать, подчеркивать статус и пр. В одной ситуации разные архетипы будут по-разному реагировать. На предложение поехать в дальние страны Искатель будет стремиться к новшествам, Заботливый препятствовать поездке «давайте дома у камина останемся», а Любовник будет руководствоваться наличием красивых мест и возможностью шоппинга. У них разные ценности и реакции на одно предложение.
Архетипы личности
У разных людей свой набор архепрограмм. В этом «архетипическом коктейле» 3-5 занимают ведущие роли. В одной и той же ситуации каждый представитель разных архетипов проживает опыт по-разному, кто-то кайфует, кто-то пострадает.
У каждого архетипа есть свои пристрастия, когда его тянет к определенным вещам, символам, обстановке, и каждый из нас бессознательно транслирует архетипические коды. Коды минуют наше сознательное и несут информацию, дают эмоцию, а мы откликаемся или нет. Часто мы не осознаем, откуда это пришло к нам, но знание кодов архетипов дает понимание, почему мы так реагируем и на что.
Во время общения мы производим впечатление, мы рассказываем как с нами будет. Когда мы знаем свои ведущие роли и реализуемся в них — рассказ о нас получается правдивый. Люди мгновенно верят нам и выбирают нас, если им это нужно.
В ведущей роли мы комфортно воспринимаемся социумом. Зная свои роли, мы легко их воплощаем и чувствуем себя уверенно.
Таким образом в каждом из нас из двенадцати архетипов укореняются пять ведущих стратегий, три из которых формируют в личности фундамент наших Смыслов, Действий и Коммуникаций. Подробнее об этом в статье «Архетипирование» https://tr-art.ru/blog/arhetipirovanie и на сессиях диагностики архетипов https://tr-art.ru/das
Архетип личности Славный малый
Славный малый отвечает за интеграцию и существование в обществе. Ключевое слово для него – единение. Его капитал – социальные контакты. Каждый из нас состоит в нескольких коллективах по принципу общих ценностей: семья, национальные круги, хобби, город, район и тд. Понимание ценностей помогает найти свое место. Славный малый многофункциональный, он умеет мимикрировать. В поведении Славного малого встречаются отголоски всех подсмотренных археролей на уровне поверхностного применения, без глубины. Где хороша эта стратегия? Это прекрасные менеджеры по продажам, они чувствуют людей, объединяют коллектив вокруг себя на равных и несут лозунг «мы – сила».
Славный малый в стиле
Образ представителя стратегии Славный малый соответствует той группе, в которую он входит. Если это команда байкеров, тогда это кожа, грубые материалы и «верный конь». Если молодые мамочки, тогда удобная форма одежды для прогулок с детьми и пр. В общей массе Славный малый выберет стиль кэжуал, натуральный, классический, кантри или направление «ретро» времён СССР. Ему будет важен комфорт, простые и понятные цвета и формы.
Славный малый в стрижке
Главное в причёске Славного малого – это простота, естественность, аккуратность, лёгкость в исполнении и ношении причёски. Ничего броского, яркого в форме, цвете и объёмах. Как правило, волосы распущены или собраны в простой хвост, пучок, просто зачесаны «как рука взяла». Натуральные оттенки волос, естественно выгоревшие на солнце блики. Если это определенное сообщество, где требуется окрашивать волосы в «цвет группы» — например «эмо», тогда волосы могут быть покрашены в самые разные цвета, которые диктует субкультура, чтобы соответствовать стилю сообщества.
Архетип бренда Славный малый
В рекламе товаров и услуг чаще используют дружелюбие и открытость архетипа Славный малый, единство и командный дух, сопричастность, умение находить общий язык и схожесть интересов. Его используют для рекламы молодежных товаров, это компанейские ролики: про одежду, снеки, газированные напитки, пиво.
Архетип личности Маг
Маг проявляет свою силу в трансформации реальности, посредством изменения сознания. Шаман, ведьма, волшебник, целитель, оракул, предсказатель или жрец, так называли Магов в разные времена. Сегодня их роли исполняют психологи, врачи, имиджмейкеры и финансисты, через тонкое чувствование ситуации и людей, совершая чудеса. Высокая интуиция и считывание пространства не всегда про эзотерику. Маг считывает и интерпретирует большое количество неосязаемых сигналов в моменте. Часто нелюдим, ему требуется время в уединении для перезагрузки и очищения от информационного шума.
Маг в стиле
Маг предпочитает сложный романтизм с нотами драмы, наивной романтики, классики и востока. Многослойность и максимальная закрытость тела, мерцание в фактурах тканей. Цветовое решение будет выбрано в зависимости от направления «волшебной магии» – темная или светлая, земная или инопланетная.
Маг в стиле волос
Маг выбирает распущенные волосы длинные или средние, естественные по текстуре. Небрежные плетения, полураспущенные пучки, любит различные аксессуары дополняющие эмоцию образа. Цвета чаще темные, естественные. Важно, чтобы прическа делала акцент на глаза – инструмент воздействия и взаимодействия Мага.
Подробнее о стиле волос архетипа маг в статье
Архетип бренда Маг
Способ подачи через стратегию Мага популярен в разных продуктах. Рекламируют технику и современные технологии, продукты дарящие ощущения и воздействующие на вкус и обоняние. Истории с изменениями и перевоплощениями интригующие зрителя. Это могут быть повседневные товары с долей загадочности, волшебства и акцентом на трансформирующем эффекте от их использования.
Архетип личности Герой
Для обладателя стратегии Герой характерна постоянная работа над собой, каждодневное повышение своего мастерства, малое количество или вовсе отсутствие свободного времени, трудоголизм. Герою свойственны мужество и стойкость, способность преодолевать трудности для роста и развития, постоянная концентрация на своих целях, благородство и обостренная потребность защиты близких людей.
Герой может быть немногословным, строгим, структурированным и сосредоточенным на своем деле, а может быть открытым и эмоциональным, если он ведет за собой людей и выступает в роли оратора.
Когда в нас «просыпается» Герой, мы собираемся с силами для борьбы с обстоятельствами, собственными слабостями, чтобы получить трофей, награду или признание социума.
Герой в стиле
Герой выбирает в имидже аскетизм и минимализм, направление классики в простом, практичном и максимально удобном исполнении. Минимум украшений и максимум силы в образном решении. Подчеркивает мужественность в формах, цветах и фактурах. Усиленная линия плеча, закрытое тело, металл, кожа и сдержанность подачи, за исключением парадной темы в имидже.
Герой в прическе
Часто встречаются короткие мужские формы стрижек, забритые виски и затылки. Четкие формы причесок, включающие собранное состояние. Приветствуется жесткий стайлинг и ничего лишнего из аксессуаров, что мешает движению Героя на пути к цели.
Подробнее о прическе архетипа герой в статье
Архетип бренда Герой
Для трансляции архетипа Герой в рекламе товаров и услуг часто использует спортивную тематику, мотивирующие слоганы, включающие качества силы, эффективности, достигаторства и стремления к высоким результатам. В образах показывают преодоление препятствий и победы. Автомобили, мужские товары, околоспортивные товары и лекарства – вот список самых любимых товарных направлений Героя.
Авторский курс «Эксперт по архетипам»
Новый формат консалтинга для бьюти-специалистов и ищущих экспертов
Архетип личности Простодушный
Профессиональные вдохновляторы и очень любознательные люди. Простодушный умеет создавать праздники и атмосферу радости, искренне плачет и смеется. Только в состоянии Простодушного возможны чудеса, через полное доверие миру. Все остальные архетипы пытаются контролировать результат. Безопасное и счастливое детство помогает в формировании оптимизма и базового доверия миру. Мы должны быть готовы пожертвовать собственными иллюзиями, чтобы расти и развиваться. Но в один прекрасный день обретаем свою невинность на более высоком уровне постижения жизни. Простодушный делает выбор в сторону простой жизни, ориентированной на духовные ценности, двигается к раю и действует согласно этому выбору.
Простодушный в стиле
Образ Простодушного часто базируется на наивной романтике и натуральном направлении стиля. Он любит округлые формы, пастельные и яркие цвета. Сельский стиль, прованс и шебби-шик. Простые формы и ткани, в сочетании с легким кружевом, шифоном и плюшем. Применяются принты на тему детства, праздника, радости и легкости.
Простодушный в стиле волос
Простодушный выбирает простые прически и стрижки, по восприятию отсылающие к детству. Чёлки и чёлочки, косички и хвосты, масса аксессуаров от заколок до лент и бантов. Легкости образу добавляют естественные текстуры, когда кудри и природная помятость — это то, что нужно для игривого настроения. Натуральные цвета волос могут разбавляться яркими акцентами. В детстве волосы чаще светлых тонов, поэтому Простодушный любит оттенки блонда и светло русого.
Подробнее о стиле прически архетипа Простодушный (Дитя) в статье
Архетип бренда Простодушный
Реклама в стиле Простодушного дает эмоцию легкости, позитива и надежду на лучшее, чистое, светлое. Популярен в товарах для детей: игрушки, питание, мероприятия для детей. Во «взрослых» товарах передают маркеры нежности, безопасности и радости, когда важно перенести потребителя в детские мечты и воспоминания.
Архетип личности Любовник (Эстет)
Этот архетип помогает обретать притягательность в глазах других людей. Любовник учит создавать эмоциональную и сексуальную близость. Сегодня стратегия Любовника дает шанс спастись от эпидемии трудоголизма, возможно, человек осознанно замедлится и качество удовольствия от жизни заметно возрастет. Также она помогает стать ближе к аудитории, когда вы себя презентуете, создавая близкие контакты. Мы стремимся быть привлекательными, здесь важно не впадать в гонку за идеалом и отчаянную потребность в любви, обесценивая себя и то, что есть. Любовь оживляет нас и заставляет действовать во имя жизни. Способность к трансформации себя напрямую зависит от принятия и любви к себе самому – это правило лежит в основе «взросления» стратегии.
Любовник в стиле
Образ Любовника изысканный, тонко продуманный с пристальным вниманием к деталям. Часто демонстрирует красоту тела, с акцентом на принадлежность к женскому или мужскому полу. Любит украшать себя и пространство. Сложный романтизм, драма и классика, выраженные в направлениях стиля: античный, эпоха возрождения, барокко, рококо, эпоха викторианская, романтизм, будуар, импрессионизм, модерн, ар-деко.
Любовник в стиле волос
Выбирает сложные изысканные укладки в стиле Золотого века Голливуда. Любит длинные волосы, однако если потребуется легко преподнесет любую другую форму элегантно и эстетично. Начёсы и большие объемы, эффект холодных волн и сложносочиненные прически – это про Любовника (Эстета). Цвет волос блонд будет его частым выбором. Рыжий, русый, шатен тоже любимы им, при условии, что качество волос дает блеск и добавляет притягательности.
Подробнее о стиле волос, имидже и архетипа Любовник (Эстет) в статье
Архетип бренда Любовник
В рекламе товаров и услуг эмоция Любовника вызывает страстное желание, передает чувственное наслаждение, возбуждение и обещает приятные ощущения от использования товара. Отлично продвигает уходовые товары для красоты, тему отдыха и релакса, продукты питания. Картинка, звуковой ряд и смыслы должны в совокупности дать прочувствовать момент и возбудить желание купить.
Архетип личности Правитель
Правитель структурирует мир и глобально отвечает за установление безопасности через упорядочивание, отладку всех процессов. Стабильность, контроль и пополнение ресурса – опора этой стратегии. Правитель большой консерватор, внедряющий ритуалы, обычаи и порядки, его задача избежать «хаоса», тогда все идет как надо в его королевстве. Правитель заметен, он сам не ищет, приходят к нему, а для этого важно создать имидж и репутацию. Принадлежность к группе правителей, это один из способов, тогда к нему идут «служить» другие люди, а это большой ресурс.
Правитель в стиле
Статусный образ архетипа Правитель создается за счет роскошных материалов, демонстрации дорогих брендов, безупречного качества кроя и изделия. Правитель выбирает классическое и драматическое направление стиля. Устойчивые фигуры прямоугольника, квадрата, треугольника в формах одежды, украшений и аксессуаров. Стили ампир, парадная тема, бизнес-стиль, арт-деко, барокко регулярно внедряются в стильные решения Правителя.
Правитель в прическе
Для трансляции образа Правитель выбирает классические причёски и стрижки с четкими границами. Любит пышные объемы, высоко убранные волосы ото лба. Может предпочесть очень пышные кудри, напоминающие «гриву льва», а следовательно выделяющие его на общем фоне «стаи». Длина волос самая разная, однако важное условие ухоженный, блестящий, здоровый и сильный волос. Таким образом транслируется качество и высокий статус.
Подробнее о стиле волос и имидже архетипа Правитель в статье
Архетип бренда Правитель
В рекламе архетип Правитель стремится передать качество, статус и основательность товара или услуги. Эмоция эксклюзивности, роскоши и серьезного делового подхода обращается к бизнес-сегменту, руководителям, потребителям премиум товаров и услуг, VIP покупателям. Товарам массового потребления Правитель добавит качеств: надежность и более высокую ценность, не смотря на цену.
Об архетипах Мудрец. Бунтарь, Творец. Заботливый, Шут, Искатель читайте во второй части статьи.